AZM Больше ЛМК в России
www.SteelbuildingZ.ru ПРО КМ > КМД > ЛМК в России

Начало каркасного строительства в Европе — во Франции, Бельгии, Западной Швейцарии (1890-1930 гг.).

Размещенно 6/07/2009 11:54

                Франция и Бельгия были первыми евро­пейскими странами, в которых получили применение конструкции стального каркаса многоэтажных зданий. Это не случайно — материальные и  психологические предпосылки были здесь особенно благоприятны. Уже на заре строительства с применением металла Франция оспаривала приоритет англичан. Первые строительные фермы из ковкого железа появились во Франции еще раньше английских чугунных мостов. Соорудив остекленные металлические своды Орлеанской галереи и ботанического сада, Фонтэн и Руо создали образцы строительно­го искусства XIX века.

К 1860 г. Франция занимала первое место в строительстве покрытий больших пролетов и металлических мостов. Всю свою жизнь знаменитый инженер Эйфель посвятил строительству металлических мостов и других сооружений, которым немецкие конструкторы противопоставили свои решетчатые фермы. В итоге париж­ских всемирных выставок 1855, 1867 и 1878 гг. был достигнут очередной успех в сооружении стального трехшарнирного свода галереи машин (1889 г.) пролетом 110 м. Этот зал, пожалуй, наиболее внушительный из построенных когда-либо, воз­можно не был бы снесен в 1910 г., если бы его не затмила Эйфелева башня, которая, будучи на первых порах весьма спорной, стала знамением времени и способство­вала формированию нового восприятия пространства и структуры художниками и архитекторами.

Французские архитекторы по сравнению с архитекторами других европейских стран издавна отличались рациональным и ясным конструктивным мышлением. Французские архитекторы-теоретики XVIII в. впервые указывали на рационализм, конструктивную и формальную логику готических соборов и с этих позиций оценивали современные строения. Около 1850 г., когда возрождение готики достигло в Англии апогея, Виоле ле Дюк создал десятитомный систематизиро­ванный научный труд по средневековому строительному искусству и строительной технике «Dictionnaire raisonne». Он сводил все развитие форм к конструктивной не­обходимости. Для него крестовый ребри­стый свод, система колонн, нервюр и контрфорсов готических соборов являются завершением длительной эволюции, которая всегда стремилась к все более явному осуществлению каркасного принципа в строительстве сводчатых церковных поме­щений базиликального типа. «Готические конструкции гениальны»,— писал он в знаменитой статье «Construction». Страст­ность, с которой Виоле ле Дюк оценивал достижения средневековых мастеров, обращалась против коллег академического направления, которые придерживались идеалов античности и ренессанса и отри­цательно или враждебно относились к новым направлениям в строительстве из металла.

«Римляне конструируют так, как пчелы строят свои соты. Это чудесно, но в этом нет никаких достижений. Соты времен римлян выглядят точно так же, как во времена Ноя. Дайте римскому мастеру чугун, железо, стекло — он не будет знать, что с ними делать. Современный дух со­вершенно иной ...», — писал Виоле ле Дюк. Слова «современный» и «готический» он употребляет почти как синонимы.

Дух рационализма в архитектуре, кото­рый отстаивал Виоле ле Дюк, наряду с английским реформистским движением Рэскина и Морриса создали важную пред­посылку для нового модернистского течения в международной архитектуре, которое одержало полную победу над архаизмом.

«Новое искусство» (югендстиль) пред­стало перед современниками действительно как нечто новое; оно было импульсом интенсивным, но недолговечным, оно было необходимо как переходная стадия. Чтобы опрокинуть устаревшие представления об архитектурных  формах,  передаваемых   из поколения в поколение, ведущие архитек ры должны были, очевидно, начать с ор наментики. Они должны были предложи совершенно новый набор декоративных форм, взятых непосредственно из природ форм, какими они были представлены современной живописи, графике и внутра ней отделке, например, у Манча и Бердселея — английских художников школы Морриса.

Воплощению в строительстве этих идей изменения   архитектурных   форм  способствовали преимущества стали как строительного  материала.  Проектные  предложения Виоле ле Дюка по оформлению стальных несущих конструкций побудили к дальнейшему развитию техники. Необходимо было научить непокорный   металл   повторять причудливые растителеные формы, абстрактные по современным понятиям  комбинации из чугуна, гнутых профилированных стержней и листового железа.

Именно к этому периоду относят первые важнейшие творения нового искусства — здания В. Хорта в Брюсселе. Здание фирмы «Тассел», построенное в 1892-1893 гг., сразу сделало его архитектор знаменитым. Конфигурация плана, изменяющееся на различных этажах расположиние помещений не были чем-либо принципиально новым для брюссельского городского дома. Новой была пространственна динамика, взлет и образная сила открыты конструкций в лестничных клетках: опоры решеток ограждения для лестничных площадок, косоуры, вырастающие из чугунных промежуточных столбов, с причудливыми сплетениями стержней.

Еще богаче и насыщеннее декор из железа, еще убедительнее его связь с открытыми стальными несущими элемента­ми в лекционном зале Народного дома — здания профсоюзов, построенного в 1899 г. Профиль изящных рам фахверка, много­кратно изогнутый и закругленный, вписан­ный в трапецию, имеет заметное сходство с контуром всего здания в плане, располо­женного на круглой площади между двумя радиально отходящими от нее улицами. Количество стальных  колонн фасадах верхних этажей удвоено, из-за этого  окна  стали  очень узкими, причем сохранился масштаб, свойственный домам провинциального города.

Этот фасад является шедевром архи­тектуры, и трудно понять, как случилось, что в 1967 г., несмотря на неоднократные возражения, Народный дом был снесен. Насыщение наружных каркасов декоративными элементами для стиля модерн было относительно скромным — пологие арки под нижними горизонтальными элементами, изогнутые консоли балконов верхних эта­жей. С большой тщательностью были выполнены стыки отдельных элементов. Пять различных материалов были соединены здесь в единый ансамбль — стекло и деревянное обрамление окон, железо несущего каркаса, решетки и перила, светлая кирпич­ная кладка пилонов и гранитные порталы. Такой эоскоши, созданной ценой огромных затрат ручного труда, впоследствии уже больше не встречалось.

По-видимому, эти трудности привели Хорта к тому, что он в своем следующем большом фасаде из стекла и металла при строительстве магазина «Иновасьон» в Брюсселе (1901 г.) сократил разнообразие материалов.

Каменная кладка здесь имеет лишь узкие гранитные обрамления, сам же фасад состоит из двойных стен. Несущий каркас внутренней стены воспринимает нагрузку от больших плоскостей остекления, а наружный стальной остов — только нагруз­ку от декоративного оформления фасада. Здание, сгоревшее в 1967 г., представляло заметный шаг вперед благодаря решению его фасада; неблагоприятное впечатление производили тяготеющие к барокко изгибы м изломы верхних замыкающих арок. Еще в большей степени ощущалось чрезмерное увлечение орнаментами в универсальном магазине «Самаритэн», построенном в 1905 г. Ф. Журденом; среди парижских шедевров это здание представляет образец периода созревания и перезревания мо­дерна.

Зато удивительно строгое и свежее впечатление производил выстроенный в 1903—1905 гг. архитектором Г. Шедан-ном торговый дом на улице Реомюра в Париже. Согласованность элементов фасада и несущих конструкций здесь полная. Впервые в многоэтажном здании — сталь­ной фасад. Именно здесь за 50 лет до новейших крупных построек школы Мис ван дер Роэ был применен как выразитель­ное средство типичный для стали кон­структивный элемент — балка со сплошной стенкой.

Строительство торгового дома на улице Реомюра подтверждает, что Франция уже тогда была на правильном пути, принесшем нашему столетию подлинную архитектуру металлического строительства и поставив­шем ее во главе международного развития архитектуры.  В  этот же  период  получил развитие железобетон, который, зародив­шись во Франции, оттеснил сталь в евро­пейских каркасных зданиях на пять деся­тилетий. В 1903 г. А. Перре построил свой знаменитый дом на улице Франклина, 25 — первый дом с полным железобетонным кар­касом, соответствующий требованиям архитектоники.

Железобетонные конструкции здесь еще были облицованы глазурованными плитами; в своих более поздних постройках Перре всегда оставлял бетон обнаженным. Несу­щий каркас отчетливо читается в цветовом контрасте светлых элементов рам с пестрым заполнением — цветным узором на боль­ших плоскостях, употреблявшихся еще школой нового искусства. Работа железо­бетонного каркаса дополнительно демон­стрировалась искусным приемом: соответ­ственно продуманному расположению квартир верхних этажей уличный фасад был в середине сильно утоплен, а по краям выступал вперед над подвалом, где раз­мещались конторские помещения.

Если сравнить это здание с лучшими работами в Чикаго, создается впечатление, что архитектурный замысел довлеет над конструкцией здания, что инженер Перре подчиняется архитектору Перре. Горизон­тали и вертикали в этом фасаде не произ­водят впечатления несущих элементов, а читаются как декоративное расчленение оставшихся между окнами плоскостей. Это впечатление еще более усиливается в последующих постройках Перре — в жилом квартале на площади Пасси (1930 г.) и в огромном комплексе восстановления Гавра (1950 г.). Даже его самые смелые ранние работы, как, например, гараж на улице Понтье, не свободны от чисто оформитель­ских тенденций.

Весьма интересны работы Тони Гарнье, современника Перре, сооснователя между­народной архитектуры нашего столетия из бетона. Хотя он был менее популярен, чем Перре, он оказал на развитие архитек­туры существенное влияние. Гарнье впервые разработал полностью в железобетоне идеализированный    проект    современного города с жилыми кварталами, школами, больницами, вокзалами и т.д. Многое из своих идей Гарнье смог осуществить еще начиная с 1908 г. в обширной программе общественных работ Лиона; с тех пор градостроители и планировщики этого города мыслят преимущественно категория­ми железобетона.

Однако Гарнье отлично разбирался также в постройках из металла; это видно на примере строительства скотного двора Лионской бойни пролетом 80 м. Здесь он применил несущую систему и простран­ственный образ большой Парижской галереи машин (1889 г.), заменив в соответствии с требованиями времени и назначением помещения трехшарнирные арки трехшарнирными рамами и уменьшив площадь остекления. То, что он считал необходимым поставить по фронтонам грандиозных сталь­ных конструкций массивные ступенчатые стены с высокими сегментными окнами, представляет еще один пример консерва­тивных тенденций в архитектуре, о которых мы уже говорили в начале.

Продолжение следует ...


Предыдущая | Страница 9 из 40 | Следующая
Больше ЛМК в России www.steelbuildings.ru
«  декабря 2024  »
ПонВтоСреЧетПятСубВос
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Предыдущие записи

- Коротко рассмотрим, как Мис ван дер Роэ искал решение фасадов в своих более поздних высотных домах на озере Мичиган.
- Международная архитектура стальных конструкций. Навесные стены (1945—1960 гг.)
- Приверженцы бетона сознательно ис­пользовали толчок строительной конъюнкту­ры ...
- «Решетчатое строительство» (1940—1955 гг.).
- AZM представляет историю строительства из металлокострукций: вторая эпоха американских небоскребов относится к периоду с 1920 г. до второй мировой войны.
- Концом первой фазы строительства американских деловых высотных домов, которую определяло увлечение историз­мом, можно, пожалуй, назвать возведение чикагского «Трибюн Тауэр».
- Архитектура небоскребов в США (1890-1940 гг.).
- После первой мировой войны, когда строительная деятельность вновь оживилась, строительство и проектирование зданий из металла отступило на задний план.
- Начало каркасного строительства в Европе — во Франции, Бельгии, Западной Швейцарии (1890-1930 гг.).
- По мере того как каркасный способ строительства в Соединенных Штатах совершенствовался и расширялся, становились за­метными перемены в отношении к архитек­туре — наметился решительный поворот к академическому историзму.
- Значительное внимание в работе Фрей-тага уделено огнезащите. Для инженеров и архитекторов Чикаго проверка на огне­стойкость была первоочередной задачей; ужас пожарной катастрофы 1871 г. долго не забывался.
- Последовательное превращение ограж­дающей стены в несущий металлический каркас было впервые осуществлено Хола-бердом и Рошем в «Такома-билдинг» высо­той 14 этажей.
- Чикагская архитектурная школа (1880—1910 гг.) и стальные конструкции.
- Между 1850 и 1880 гг. в США было построено много складов, универсальных магазинов и различных контор, в которых фасады были полностью выполнены из стальных конструкций.
- Вильям Фейрберн применил на строи­тельстве сахаро-рафинадного завода вместо чугунных балок кованые балки двутаврового профиля.
- 4 основных поло­жения, которые препятствова­ли и до сих пор еще препятствуют все­общему признанию и широкой практике применения стальных конструкций.
- Стальные конструкции и архитектура. Столетие каркасного строительства из стали. Развитие и достижения.
- ОСМ-Z009 - первые фотографии - как кирпич ... Впрочем, смотрите сами:
- ... пишушему здесь анонимки на участников рынка ЛМК - от Артемия Лебедева - почему отменили MetalBuild:
- Поздравляю всех участников рынка ЛМК с новой выставкой МЕТАЛЛОСТРОИТЕЛЬСТВО (10-13 ноября Z008 г. Москва)
- AZM - новые "обои" для рабочего стола.
- 11 марта - Русский День в Париже. «Русский День» официально открывает деловую программу форума, участие в котором примет более 1 000 крупнейших транспортных и логистических Компаний Европы и мира.
- Помощь другим придаёт успеху подлинный смысл (Элен Гримо). STEELAR стальные конструкции о главных задачах строительства из ЛМК.
- А после обеда 13 марта (с 13:00 до 16:00) Z008 года чем занимаетесь? Может продолжим в Каннах за ланчем о продвижении бизнеса в Казахстане с представителями казахстанских и российских Компаний, работающих в Казахстане?
- 13 марта с 9:00 до 12:00 чем занимаетесь? Может, в Канны, позавтракаем, поговорим о недвижимости с девелоперами?
- Нужны ИНВЕСТОРЫ? 14-15 марта Z008 года в центре Москвы пройдёт Москрвская Международная Инвестиционная Выставка. Подробнее www.InvestShow.ru
- Такая разная балка ...
- Давайте говорить правильно: вместо соединения "папа/мама" предлагаю употреблять выражение ...
- LightBuild - хороший раздел для выставок по нашей тематике.
- КАЛИНИН. Бар, который я рекомендую для проведения переговоров в городе ТВЕРИ.
- Эти люди счастливы! Они разместили рекламу в СТРОЙКЕ?
- ГенПодряд. Первая вменяемая статья в профессиональных СМИ. "Генеральный дирижер", Марина Бунина, ВЕДОМОСТИ.
- Z-балки. Наращивание. Некоторые особенности работы лёгких балок.
- Опорные консоли крепления прогонов. Z-балки.
- Обратите внимание на соединительные профили CI, которые изготавливаются высотой и толщиной под C-балки.
- Класс надёжности 2*.
- ARCELOR поставит металл для башни "Федерация".
- Хорошая работа!
- Нехорошая тенденция - кому выгодно говорить, что "металл горит".
- С Днём Победы!

Друзья

ПУСТЬ НАСТУПАЮЩИЙ Z011 ГОД БУДЕТ ЛЁГКИМ ДЛЯ ВАС!
SteelbuildingZ.ru объявляет наступающий Z011 год годом Z-тки