«Решетчатое строительство» (1940—1955 гг.).
После второй мировой войны принцип каркасного строительства быстро получил всеобщее признание во всех европейских странах. Он стал применяться не только при сооружении административных высотных зданий и промышленных зданий, но и при строительстве школ, больниц и т. д. Монолитный способ строительства был оттеснен в область жилищного строительства, но и там не остался неоспоримым. Такое развитие обусловлено не только практической потребностью, но и идейными соображениями; понятно, что немецкие архитекторы после крушения фашистской диктатуры были воодушевлены прогрессивными идеями «Баухауза» и стремились к тому, чтобы сделать достижения этой школы широко доступными. Но они не имели опыта работы с новыми конструкциями; в связи с многократными нарушениями требований строительной техники и строительной физики они скомпрометировали «новое строительство». В формальном, ложно понятом применении современных конструктивных элементов даже неспециалистам вскоре стало очевидным широко распространенное легкомыслие. Эта критическая оценка относится прежде всего к решетчатому строительству, которое в течение многих лет применялось в ФРГ с удивительным упорством.
Под решетчатым строительством в узком смысле следует понимать строительство каркасных сооружений, фасад которых состоит из равномерной решетки, или сетки, с выступающими одинаковыми вертикальными и горизонтальными элементами членения фасада; утопленные окна и подоконные стеновые панели играют во внешнем облике зданий второстепенную роль. Расстояние между вертикалями составляет, как правило, от 1,6 до
Прототип этого вида каркасного строительства— созданный в
Действительно, решетчатые фасады стали применять в Скандинавии и Италии еще раньше или одновременно с ФРГ. Зародыш, из которого выросли эти решения, можно ясно увидеть в «Блейхерхофе» — синтезе зданий «Колумбус-хауз» в Берлине.
Архитектор Сальвисберг успешно работал в Берлине в 20-х годах, он был хорошо знаком с идеями консервативных и прогрессивных немецких архитекторов, связанными с поисками новых выразительных форм каркасных строений; он знал также другой тип фасада, в котором несущий каркас был скрыт за сплошной облицовкой плитами из натурального камня — «Цеппелин-отель» в Штутгарте, административное здание фирмы «Хоффман-Ларош» в Базеле. Его Белильный двор представлял собой не только законченный компромисс между горизонтализмом и вертикализмом, но продемонстрировал также и благородство каменной облицовки.
Эта архитектура не нашла бы в свое время такого сильного отклика, не будь она в основе абсолютно классической с общепринятой точки зрения.
Здание «Каса дель Фаскио», запроектированное в
Показательно, что схема Белильного двора не нашла последователей во Франции, хотя и там, как и во всех странах в 30-е годы, стало заметным ярко выраженное неоклассическое течение. Французы оказались невосприимчивыми к этому виду компромиссной архитектуры, они еще в работах Перре имели образец культивируемой, логически убедительной связи современной строительной конструкции с традиционным фасадным членением.
Недостатки решетчатой схемы, убожество выразительных средств, недостаток пластических и графических качеств вскоре были осознаны архитекторами ФРГ 50-х годов, которые попытались с помощью дифференцирования горизонталей и вертикалей, чередования главных и второстепенных колонн, ритмизацией оконных переплетов или расположением колонн изжить монотонность. Не стоит критиковать эти отдельные эксперименты, так как вряд ли они смогли сделать какой-либо вклад, достойный сравнения с идеями, пролагающими новые пути концепциям французских и немецких мастеров 20-х годов, или с лучшими американскими высотными домами постройки
Продолжение следует ...