Гофробалка – от русских броненосцев прошлого века до Спейс-Шаттла и Бурана.
Вы наверняка знаете, что балка с гофрированной стенкой – это конструкция, состоящая из поясов произвольного сечения и тонкой металлической стенки, которая в поперечном направлении изогнута в виде гофр. Гофрированные пластинки в качестве стенок несущих элементов конструкций в настоящее время применяются:
- в судостроении (гофрированные переборки, гофрированные панели корпуса, люки с гофрированной крышкой),
- в авиастроении (гофрированные стенки лонжеронов крыла летательных аппаратов),
- в мостостроении (гофрированные стенки пролетных строений),
- в стальном строительстве (колонны, арки, балки, ригели, прогоны с гофрированной стенкой). Именно этот вариант применения нам ближе всего.
Для меня самого в своё время было откровением, что одной из первых конструкций с гофрированной стенкой была переборка с прямоугольными гофрами, установленная на русских броненосцах типа «Бородино» в 1901 г.
Уже потом, изучая тему глубже и обширнее, обнаружил что в авиастроении с середины 1950-х гг. используются лонжероны крыла с гофрированной стенкой, в частности, на таких известных летательных аппаратах как американский «Спейс Шаттл» (70 – е годы ), где применены лонжероны с трапециевидно гофрированными стенками, и, что несомненно радует и рождает «собственную гордость» - отечественный «Буран» (1984г, если не ошибаюсь), где использованы лонжероны с волнистым закрытым профилем гофрирования.
Вот так вот.
История - весьма поучительная штука.
Андрей Бызов