"За право стать «подмосковной столицей» боролись несколько крупных городов: Подольск, Красногорск, Коломна <...>. Выбор пал на Красногорск, конкретнее, на Мякининскую пойму Москвы-реки". Газета СТРОЙКА о строительстве с применением стали:
Архитектурный прорыв
Если Москва, по образному выражению главы столичного стройкомплекса В.И. Ресина, находится в «теле» Московской области, то подмосковное правительство до последнего времени располагалось в «теле» столицы. И это создавало определенные неудобства. Поэтому в
За право стать «подмосковной столицей» боролись несколько крупных городов: Подольск, Красногорск, Коломна, Мытищи, Щелково. Выбор пал на Красногорск, конкретнее, на Мякининскую пойму Москвы-реки.
Большая территория, транспортная доступность, необычайно живописный ландшафт с перепадами высот, близость реки – все это стало решающими факторами при определении адреса будущего АОЦ. Место оказалось как нельзя более подходящим и для реализации смелых, новаторских архитектурных решений.
Сейчас строительство АОЦ практически завершено. 10-этажное здание общей площадью 76 тыс. м2 уже «заселено» правительственными службами. Административно-офисные помещения располагаются в вертикальном объеме, общественные в стилобатной части.
Помимо АОЦ, на территории застройки располагаются разнообразные объекты, которые образуют единый архитектурный ансамбль: бизнес-центр и яхт-клуб, Дворец правосудия, Общественный центр. По соседству – торгово-выставочный комплекс «Крокус-Экспо», крытый горнолыжный комплекс «Снежком» и торговый «Твой дом». Ведется строительство станции метро «Мякининская». Таким образом, создается огромный многофункциональный центр, доступный и жителям Подмосковья, и москвичам.
Автором нового, знакового ансамбля является коллектив архитектурной мастерской института «Курортпроект», руководимой Михаилом Хазановым, а главным архитектором проекта – архитектор Дмитрий РАЗМАХНИН. С ним встретился наш корреспондент.
- Дмитрий Васильевич, как рождался архитектурный проект этого грандиозного комплекса?
- Коллектив нашей мастерской хотел, чтобы все сооружения Общественно-делового центра были построены в одном стиле. Мы – приверженцы современной стилистики в архитектуре. И поэтому именно в таком ключе изначально разрабатывали генплан АОЦ. На территории правительственного квартала предполагалось построить пять зданий. Основное, доминирующее, – здание правительства.
Второе – здание Общественного центра, его первоначальный проект создавался в нашей мастерской, потом «ушел» к другой компании, которая с пониманием отнеслась к нашим пожеланиям.
Сейчас возводится Деловой центр – два равновысоких объема башни, соединенных между собой. В стадии разработки проект еще одного объекта – яхт-клуба. Оба – в общем контексте.
Получилась достаточно крупная по масштабу, близкая к городской планировочная структура. С потрясающими ландшафтами, с хорошими горизонтами, с воздухом и тишиной. Все это бросается в глаза уже на подходе к АОЦ.
- Как родилась сама идея – перенести резиденцию областного правительства за пределы Москвы?
- Как рассказывают, в 2001-2002 годах стала остро ощутима необходимость сосредоточить все функции правительства – для большей эффективности его работы – в одном месте: ведь разные его подразделения были разбросаны по всей Москве и Подмосковью. К тому же расходы на содержание такого разрозненного аппарата были слишком велики. Это все и определило принятие в
Затем был объявлен конкурс на лучший проект. Было представлено 3 варианта. Громов показал рукой на наш, и все завертелось. Но так случилось, что затем проект ушел от нас, и лишь через 1,5-2 года опять попал в «Курортпроект», на этот раз уже окончательно.
- Что привлекло к проекту вашу мастерскую?
- Возможность отойти от привычных образов правительственных зданий, от штампов. Для нас были интересны и масштаб застройки, и новизна поставленной задачи, и сама площадка. Только на территории здания АОЦ перепад высот –
- И в каком стиле?
- Стиль не назову. Мы не старались следовать мейнстриму, но, безусловно, это современная архитектура. Есть исторические реминисценции – в фасадной части, обращенной к реке. Есть и некая амфитеатральность, но в современной трактовке.
Одной из главных задач было соотнести новый объект с существующими рядом зданиями «Крокус-Экспо», «Крокус-сити», областного суда. Надеюсь, это удалось.
- А как насчет стиля «хай-тек»?
- Ну, это слово мы не употребляем, потому что производство в России к нему пока не подтянуто. Но здание построено на пределе возможностей современных российских технологий, и 99 % использованных там материалов, инженерных систем и всего прочего – отечественные.
Самую большую ставку мы делали на стекло – оно давало интересную трактовку здания власти как прозрачного, открытого для всех объема и объекта.
Главными же были форма внутреннего пространства, объем, градостроительная посадка здания. У него как бы два лица, два фасада, разных по идеологии: основной, в сторону МКАД, - строгий, сдержанный, в духе портальных структур. Здесь расположены все административные помещения. А сторона, обращенная к реке, - очень мягкая, спускающаяся каскадами к воде, к прибрежному парку. 90 % отделочных материалов здесь – стекло. В интерьере, кроме того, металл – сталь. Сама конструкция здания – монолитная.
- В процессе строительства были проблемы?
- На последнем этапе. Все-таки все новое, модерновое принимается не так легко. Стереотипы, оставшиеся в наследие от советских времен, еще не полностью изжиты. Поэтому на финише были попытки вернуть нас к традиционным формам, но, к счастью, они так и остались попытками.
Возвращаясь к разговору о стиле, признаюсь, что, на мой взгляд, комплекс, несмотря на его современность, воспринимается классично. Пространство, изгибы реки, перепады парка, большие объемы воздуха – все это придает ему звучание, близкое к классическому. Здесь природа и здание, отражаясь в сложных изгибах стекла, сливаются, дополняя друг друга.
- А чем отличается внутренняя структура здания?
- Объем стеклянного атриума, обращенного к воде, - гигантский и очень сложной формы – и выпуклый, и вогнутый, и многоярусный – от отметки 0 у главного входа он опускается на
- Все, кто видит АОЦ, в первую очередь обращают внимание на башню с мощным раструбом. Мне она напоминает олимпийский огонь на стадионах.
- Ее как только не называют: гриб, гвоздь, фонарик, шуруп… Поливалентная форма, на наш взгляд вполне уместна для института управления большим регионом.
- Говорят, раструб предназначен для устройства там вертолетной площадки.
- Сама башня изначально была определена как «диспетчерская» правительства. Кабинет губернатора Б.В. Громова – наверху. Площадка, завершающая это сооружение, действительно, вертолетная, но сейчас она скорее эвакуационная, а вертолетная есть и перед зданием.
- Кто воплощает ваши проекты в жизнь и каковы затраты на него?
- Первоначально генеральным подрядчиком строительства был «Трансстрой». Но потом им стала областная фирма «Мосэлектротягстрой», которая сооружала большой спорткомплекс в Коломне. Она же является и заказчиком, и генпроектировщиком, а нам эта функция делегирована «Мосэлектротягстроем». Общая сметная стоимость объекта в базисном уровне цен на 1 января
- Как Вы считаете, возможно ли было появление такого объекта несколько лет назад?
- Нам и сейчас это представляется фантастическим событием.
- Когда будет завершен весь проект?
- Сейчас строится Деловой центр, его планируется ввести в 2009-2010 гг. Гостиничную часть яхт-клуба – тоже в
- Из нашего разговора я поняла, что административный ресурс не слишком давил на вас?
- Это правда. Вообще, хочу отметить, что областная управленческая машина весьма мобильна, вменяема и эффективна. Все решения «сверху» были оперативными, не было затягиваний и заигрываний. Вполне корректное взаимодействие.
- Как организовано транспортное сообщение с АОЦ?
- На наш взгляд, нормально. Пущены автобусы от Химок, от станции метро «Планерная», еще откуда-то. Строится станция метро «Мякининская» - она будет совсем рядом.
- К сожалению, мне не довелось быть внутри здания, но то, что видела «с улицы», и все рассказанное Вами, по-моему, дает полное право считать этот близкий к завершению проект прорывом в отечественной архитектуре и в строительстве.
- Пожалуй, до сих пор в России таких административных зданий не строили. Ну, а куда мы на самом деле «прорвались», рассудит время.
Беседовала Н. ФЕДОРОВА
Фото предоставлено мастерской «Курортпроект»