Генеральный Директор Череповецкого металлургического комбината Анатолий Кручинин: " ... второй проект – строительство завода легких стальных металлоконструкций (сэндвич-панелей, металлочерепицы, оцинкованного профиля и т.д.).".
Генеральный директор Череповецкого металлургического комбината Анатолий Кручинин
Журнал "Эксперт Северо-Запад" №17 (365)/28 апреля 2008
Металлургическая гармония
Анатолий Кручинин: «Ключевым клиентам на внутреннем рынке, приоритетном для нас, мы хотели бы уже сегодня предлагать те продукты, которые готовы будем делать завтра»
«Город в городе» – в этом можно дополнительно убедиться, посмотрев на карту Череповца с отмеченными на ней владениями металлургического комбината «Северсталь». Неловко называть просто «производственной площадкой» территорию в 50 кв. км (площадь всего города – 120 кв. км), где работают около 60 тыс. человек. Множество больших и маленьких магистралей со своими названиями и дорожными знаками, а также собственные железнодорожные пути связывают громады заводских цехов самой различной конфигурации и, так сказать, дизайна.
Ландшафт
В реконструкцию и расширение производственных мощностей комбината с 1998−го по 2007 год инвестировано более 140 млрд рублей. А модернизация прокатного
Сбалансированный передел
– Почему принято стратегическое решение не наращивать объемы производства на площадке Череповецкого металлургического комбината?
– Площадка в Череповце освоена хорошо, а конфигурация завода сбалансирована по всей технологической цепочке. Увеличение же производственных мощностей будет приводить к росту затрат по всем переделам. К тому же мы столкнулись с дефицитом энергетической мощности, и это также влияет на решение не наращивать объемы производства.
Сегодня полностью просчитано конвертерное производство, которое к концу года позволит нам выйти на уровень 9,5 млн тонн стали в год. Это серьезный объем: начав с 4,5 млн тонн в год, в настоящее время мы выплавляем 8,4 млн тонн. И наращивание мощности по производству конвертерной стали дополнительно даже на 1 млн тонн будет затратным, так как потребует увеличения мощностей по всем переделам, по всей цепочке – развитие доменного цеха, коксохима и т.д. Абсолютно сбалансирована и деятельность электросталеплавильного цеха. Мы вышли на производство 2,1 млн тонн и не будем увеличивать мощность.
Относительно новый проект – модернизация и реконструкция мартеновского цеха. Комбинат отказывается от выплавки стали на мартеновских агрегатах, заменяя их электропечами. На базе мартеновского цеха создается комплекс по производству крупной балки для стройиндустрии – мощность прокатного стана составит около 1 млн тонн в год. И в целом смысл реконструкции прокатного производства на комбинате будет направлен на повышение качества, увеличение выхода годной продукции, снижение издержек.
В рамках программы модернизации на площадке ЧМК запланирован большой объем работ по первым переделам. Идет реконструкция коксовых батарей и до 2014 года все старые батареи будут заменены. На месте остановленной доменной печи №3 строится новая печь большего объема. Введя ее в эксплуатацию, мы сможем закрыть небольшие и менее эффективные печи №1 и №2.
– Какой объем инвестиций предусматривается?
– В этом году планируется освоить порядка 18,5 млрд рублей. В стратегической инвестиционной программе, разумеется, присутствуют цифры и по следующим годам, но мы каждый год их дополнительно выверяем и утверждаем. В целом инвестиционная программа по дивизиону до 2011 года составляет 6 млрд долларов.
Работа на опережение
– Какова стратегия ЧМК «Северсталь» с точки зрения ориентации на внешний и внутренний рынки?
– В принципе, мы никогда за последнее десятилетие не были крупными игроками на экспортных рынках, признавая приоритетным внутренний рынок. Поэтому экспорт для нас всегда был и будет спотом. Предприятие стремится работать на тех рынках, где на данный момент более привлекательные условия и цены (поставляем различные виды продукции в Европу, Америку,
Еще года три назад была принята стратегия развития и укрепления на внутреннем рынке. Мы верим в развитие и рост российской экономики и будем концентрироваться на внутреннем рынке. Хотя, к примеру, конкретно в настоящее время экспортные рынки по ряду позиций более привлекательны, чем внутренний (а полгода назад было наоборот!). Работу на внутреннем рынке выстраиваем по другим принципам, ориентируясь на долгосрочные партнерские отношения с ключевыми клиентами. Развиваем сервис, создаем консигнационные склады у наших потребителей, стараемся участвовать в технологических процессах ключевых клиентов и делимся наработками по производству продукта. Мы хотели бы уже сегодня предлагать те продукты, которые готовы будем делать завтра. Но чтобы работать на опережение, в свою очередь, хотим понимать, каковы будут завтра потребности ключевых клиентов.
– Какие отрасли являются приоритетными в плане поставки продукции? В каких секторах рынка предполагается усилить позиции ЧМК?
– Прежде всего это ТЭК – выпуск штрипса (трубных заготовок) и труб. Если говорить об ассортименте, то будем и далее специализироваться на производстве штрипса, переходя к выпуску технологически более сложного и высококачественного продукта. Уже освоили промышленное производство штрипса категории Х80, наша цель – в ближайшие
Важнейший приоритет – стройиндустрия, которая демонстрирует завидные темпы роста потребления металлопроката (12−15% в год). На строительную отрасль приходится наибольшая доля нашей продукции – порядка 30% от объема отгружаемой на внутренний рынок. И мы намерены увеличивать эту долю, расширяя портфель продуктов и осваивая выпуск продукции другого уровня и качества (например, термоупроченную арматуру, низколегированные уголки, швеллера и др.).
Далее среди наших приоритетов следуют судостроение (включая ВПК, производство стали для надводных и подводных кораблей и др.), машиностроение, метизы, автопром.
«Верим в локализацию!»
«Увеличение производственных мощностей приведет к росту затрат по всем переделам»
– Предприятие «Севергал», запущенное в 2006 году, позиционировалось в первую очередь как производство, способное выпускать высококачественный оцинкованный лист для автопрома. Но затем вы признали, что поспешили с этим проектом. Как обстоят дела со сбытом продукции «Севергала»?
– «Севергал» загружен более чем на 100%, но работает в основном для строительной отрасли. Не секрет, что строительный рынок развивается гораздо быстрее, чем автопром, и большая часть продукции «Севергала» отправляется потребителям в этом секторе. Причем в плане эффективности поставок нам сегодня выгоднее и интереснее (с точки зрения логистики, близости к потребителю) продавать продукцию не на зарубежные рынки металлопроката, а на российский – для стройиндустрии. Часть металлопроката остается на ЧМК и поступает для дальнейшей обработки в цех полимерных покрытий.
Впрочем, мы не прекращаем поставки продукции «Севергала» в автопром. В прошлом году делали пробные партии для заводов Renault – и на этот год подписан контракт на поставку небольшого количества металлопроката. Незначительные партии металлопроката с цинковым покрытием поставляем на АВТОВАЗ (он вынужден заниматься снижением издержек, что не позволяет увеличивать долю прогрессивных и более дорогих материалов в конструкции кузова). К сожалению, пока это все наши потребители в автопроме. Будем сохранять объем поставок в автопром, чтобы поддерживать уровень технологии и развиваться в этом направлении.
– Удалось ли достичь договоренности
– Интерес к нашей продукции есть, проходят встречи, переговоры о возможном сотрудничестве… Мы верим в локализацию автопрома, в то, что «Севергал», который способен давать качественную продукцию, будет востребован и автопромом. Вопрос во времени, но, думаю, это произойдет в ближайшие
Безусловно, крупные проекты, реализуемые в Петербурге, в Калуге, будут подтягивать за собой локализацию. Не случайно многие поставщики – представители индустрии, обеспечивающей производство автомобилей, стремятся размещать свои мощности рядом с будущими автосборочными предприятиями. Мы тоже рассматриваем такие возможности.
– Какого рода проекты по производству комплектующих могут быть у «Северстали»?
– Нам было бы интересно непосредственно участвовать в цепочке, снабжая автопроизводителей не только металлопрокатом, но и определенными заготовками, предоставляя тот качественный сервис, который сегодня обеспечивают металлопроизводители на европейских рынках. Я считаю очень перспективным направлением развитие сервисных металлоцентров, занимающихся подготовкой металлов, нарезкой на бланки в размер, поставкой для предприятий по производству штампованных изделий. Известны зарубежные примеры, когда сервисные центры не только поставляют заготовку или штамповку, но и делают предварительную сборку узлов и агрегатов машин, – это могут быть детали кузова, шасси, подвески. И таким образом можно последовательно и успешно двигаться по пути создания стоимости, вплоть до полусборки машин.
Сервисный приоритет
– Когда выйдут на проектную мощность
– Производственный комплекс на питерской площадке в части производства штрипса и труб практически сформирован. В этом году наша задача – выйти на полную проектную мощность. В конце 2007 года
– Вопрос поставки продукции для проекта «Северный поток» решен?
– Да. Завершена аттестация, получены все лицензии, согласования, испытания по трубам, которые могут применяться как на материковых, так и на подводных участках. Помимо «Газпрома» среди наших клиентов – ряд нефтяных компаний (в частности, будем поставлять продукцию для нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан).
Уверен, в среднесрочной перспективе все мощности комплекса будут загружены на 100%. Очевиден рост потребления как штрипса, так и труб в ТЭКе, в газовой и нефтяной промышленности. Не вызывает сомнений востребованность продукции
В расчете на эти сегменты – машиностроение и судостроение – в Колпино, также на площадке Ижорских заводов, строится сервисный металлоцентр по обработке толстого листа (стоимостью около 40 млн долларов). Сейчас идет монтаж оборудования, и в августе 2008 года планируется запуск металлоцентра мощностью 90 тыс. тонн в год. Это самый современный в России центр по обработке толстого листа. Он будет делать заготовки для судостроителей, машиностроителей, выполнять первичную обработку металла вплоть до грунтовки, а также заниматься переработкой некондиционной продукции.
Замечу, что строительство сервисных центров в различных регионах, в том числе в Петербурге, становится для нас очень актуальным направлением. Мы хотим поставлять конечным потребителям металлопрокат мелкими партиями, нарезанными в размер, хорошего качества и точно в срок. Без сервиса такого уровня уже крайне тяжело: растет конкуренция на внутреннем рынке, завоевать который стремятся не только российские, но и многие западные производители. Создание сервисных металлоцентров – это важнейшие инвестиции в поддержание и увеличение нашей доли внутреннего рынка. Чтобы закрепиться на рынке и упрочить свои позиции, рассматриваем также масштабную программу развития сети дистрибуции.
У истоков кластера
– Почему «Северсталь» заинтересовалась амбициозным проектом создания индустриального парка «Шексна» между Вологдой и Череповцом? Это связано с политической значимостью проекта для Вологодской области?
– Мы намерены двигаться дальше по цепи создания стоимости и готовы инвестировать средства в коммерчески привлекательные проекты металлопереработки. В свою очередь, правительство Вологодской области и губернатор Вячеслав Позгалев заинтересованы в привлечении инвестиций и создании новых производств, причем не только металлургических. В итоге было решено совместно реализовать проект индустриального парка «Шексна» – подготовлен пакет документов для участия в федеральном конкурсе на право получения статуса особой экономической зоны (но, к сожалению, мы не победили). Затем правительство области решило все равно осуществлять проект – в рамках полномочий субъекта федерации, – и «Северсталь» стала первым инвестором, принявшим решение о строительстве своего предприятия.
Выбранное для индустриального парка место очень удобно в плане логистики, расположено рядом с бурно развивающимися центрами – Москвой и Петербургом. Благодаря хорошим транспортным возможностям для поставок продукции будут снижаться производственные издержки. Полагаю, в «Шексне» может сформироваться внушительный кластер предприятий – от лесопереработки до производства компонентов автомобилей.
– Какие проекты реализуются «Северсталью» в «Шексне»?
– Это проекты, ориентированные главным образом на растущие потребности строительного рынка в металлоконструкциях. Первым проектом стало строительство трубопрофильного завода (около 100 млн долларов инвестиций), который должен быть введен в 2010 году. Завод будет выпускать трубы диаметром сечения до 426 мм в объеме 250 тыс. тонн в год. Сегодня нет сомнений, что завод заработает в заявленный срок: построена дорога, подводятся инженерные коммуникации, начаты работы на площадке, подписан контракт на поставку оборудования, готовится заключение контракта
Есть идея строительства третьего завода – по производству металлоконструкций. В частности, мы внимательно изучаем опыт строительства секционных быстровозводимых домов, которые используются во всем мире, но, к сожалению,
– Какова логика заявленных в прошлом году проектов строительства
– Решения продиктованы опять же благоприятной конъюнктурой в стройиндустрии и тем, что с помощью мощностей на череповецкой площадке нельзя не только увеличить, но и сохранить долю на рынке. При выборе места размещения предприятий по выпуску металлопроката мощностью по 1 млн тонн в год совпало несколько факторов. Необходимо, чтобы аккумулировались или генерировались в нужном объеме потоки металлолома, чтобы была возможность доставки металла водным транспортом, чтобы имелись инфраструктура, свободные мощности электроэнергии, газ. Наконец, требуется наименьшее плечо поставки арматуры до потребителя.
Проект в Саратове уже активно реализуется и в 2010 году предприятие заработает. А в Нижегородской области первоначально выбранная площадка, как оказалось, не подходит по геологическим условиям, так что пока мы определяемся с другими вариантами.
Кадровая развязка
– Не помешают ли реализации ваших проектов в Шексне сложности с обеспечением рабочей силой, тем более что и для Череповца актуальны кадровые проблемы?
– Согласен, определенные проблемы с рабочей силой есть. Сейчас в Шексне ведется работа над отдельным проектом по социальной инфраструктуре и строительству жилья (очевидно, это будет ипотека – вряд ли возможно строить жилье, как в советское время). В принципе, Шексна расположена достаточно близко к Череповцу и Вологде и можно организовать перемещение сотрудников на электричках, автобусах. К тому же наши проекты не потребуют большого количества работников – мы будем устанавливать современные автоматизированные комплексы. Что же касается сервиса и ремонта, то при необходимости можно просто направлять в Шексну бригады из Череповца.
В Череповце
Мы, со своей стороны, всегда имели серьезный социальный пакет. Работникам небезразлично, что предприятие предлагает значительные для Череповца возможности отдыха, медицинского обслуживания и т.д.
Наконец, мы занялись выстраиванием совсем других отношений с профильными вузами Москвы, Петербурга, Череповца. Совместно пересматривались программы подготовки студентов, обсуждались направления, на которых нужно сконцентрироваться. Недавно подписано соглашение с Череповецким государственным университетом, в котором четко зафиксированы наши обязательства и предусмотрены существенные преобразования в университете, призванные обеспечить растущую потребность в квалифицированных кадрах именно той специализации, которая сегодня необходима. Занимаемся и массой других вещей – активно развиваем программы получения новых специальностей, повышения квалификации, обеспечиваем условия для служебного роста наших работников.
В итоге в течение последнего года почувствовали результаты. В настоящее время мы не испытываем дефицита в кадрах – все вакансии на площадке в Череповце удовлетворены, более того, появилась возможность выбирать.
Череповец